15 декабря 2011

Кайрат Баянов – современный Карабас Барабас. Почти 15 лет назад он взял да и создал свой театр. На тот момент ничего подобного в Казахстане не было, и его смешные двухметровые куклы с огромными головами и в ярких костюмах стремительно набрали популярность…

- Ну, с Карабасом Барабасом у нас общие только инициалы - К.Б., - улыбается Кайрат Баянов. – А в остальном мы совсем разные.

- Не только инициалы, еще и должность у вас одна – Хозяин кукольного театра.

- С той разницей, что у него был театр, откуда потом сбежали все актеры, а у меня есть замечательные, талантливейшие актеры, но нет театра.

- Актерам и сбежать получается неоткуда.

- Зато есть куда. Многие уходят в государственные театры и делают превосходную карьеру. Я очень огорчаюсь, особенно когда соберется команда молодых, талантливых, энергичных артистов и вдруг кто-нибудь из них сообщает, что уходит. Тогда вот, честное слово, хочется стать этаким злым Карабасом Барабасом, который может взять да и повесить куклу на крючок и никуда она не денется. Но актеры не куклы, а живые люди, и плох тот актер, который не мечтает стать заслуженным.

- А в вашем театре актеры не могут стать заслуженными?

- Понимаете, мы частный театр, а частный всегда считался вроде как любительским. Не знаю, почему так сложилось, - на мой взгляд, абсолютная глупость. Мы уникальный и успешный в своем формате проект, который уже 15 лет существует без государственных дотаций.

- Меценаты помогают?

- За всю историю существования театра нам помогли всего два раза – первый раз Карим Масимов будучи главой Народного банка выделил денег на первую постановку. Второй раз, лет десять назад, нам очень хорошо финансово помогла одна крупная казахстанская компания. А так выживаем, как можем. Арендуем помещение, даем рекламу, кстати, 50% цены билета – это прожорливая реклама, но без нее никак – иначе как зрители узнают, куда приходить на спектакль? Есть у меня мечта иметь свой театр – красивый, просторный...

-И открывался бы он золотым ключиком.

- Пусть хоть пластмассовым, главное чтобы мои актеры, режиссеры, сценаристы вообще все сотрудники могли работать в максимально комфортных условиях. Работа у нас коллективная и сложная – игра в куклах требует огромной физической выносливости, потому что головы персонажей довольно тяжелые, а репетировать порой приходиться по 15 часов в сутки.

- Заставить актеров работать 15 часов в сутки и после этого Вы утверждаете, что Вы не Карабас Барабас?

- Это бывает очень редко и только на добровольных началах. У нас не всегда есть возможность репетировать на хорошей сцене, поэтому, когда выпадает шанс, стараемся использовать его по максимуму. К счастью, все актеры полны энтузиазма и любви к своему делу, поэтому и возможна такая самоотдача, такой честный и самоотверженный труд. Если бы у нас был свой театр, если бы была возможность хорошо готовиться, конечно, все было бы по-другому, ну а пока закаляемся на трудностях. Мы достаточно самокритично относимся к себе. Главное никогда в жизни не опускать руки, ведь нам пришлось все начинать с нуля, ставить самим себе цели, задачи и пытаться в силу своих возможностей их достичь и ведь достигли многого. У нас тысячи благодарственных писем! Нас любят и дети и взрослые. Те, кто были детьми 15 лет назад и ходили на наши спектакли, теперь приводят своих детей – я считаю это настоящим успехом! Ведь мы делаем спектакли не только из любви к искусству, мы делаем их для зрителей, а иначе какой смысл этим заниматься?

- Значит, Сезам мобилен и непривередлив.

- Театр регулярно гастролирует по Казахстану и странам Ближнего Зарубежья, что позволяет расти творчески, мыслить шире и глобальнее, ловить актуальные течения.

- А как Сезам встречают в других городах, в других странах?

- Когда мы приехали в Омск, а это очень театральный город, нас сначала вообще не восприняли всерьез. И первый спектакль мы отыграли перед почти пустым залом. А потом по городу поползли слухи, что какой-то там казахский театр, просто «взрывает» зал отличным настроением и уже на пятый день всем желающим не хватило билетов. Ведь наши спектакли – это классика, которая заставляет маленьких зрителей не только смеяться над ситуацией, но и задуматься над сутью жизни, о том, что добро всегда побеждает и быть добрым – хорошо, а быть злым – плохо. Кроме того театр участвует в различных церемониях, благотворительных акциях.

- Какая ваша основная задача, как хозяина кукольного театра?

- Моя основная задача сегодня – привлечь таланты, понять, чем их увлечь. Мы можем поставить спектакль, сделать хорошую работу, но хочется и признания со стороны государства. Чтобы мои актеры тоже могли сказать, что они заслуженные, народные.

- Для артиста важнее титулы или признание зрителей?

- И то и другое и можно без хлеба.… А если серьезно, то после успешных гастролей в городах Казахстана, России, Киргизии, после успешной премьеры спектакля «Несносный слоненок» на казахском языке, когда метры театра Ауэзова не стесняясь, высказывали свой восторг, мы полагаем, что признание зрителей получили. Теперь чувствуем в себе силы завоевать весь мир, тем более что в творческих идеях недостатка у нас никогда не было. Сделать спектакли на немецком, на английском, на каком угодно языке и поехать с гастролями по всем странам мира. Но когда договариваешься с чиновниками разного уровня, мы можем только сказать, кроме того, что зрители нас любят, что мы собираем полные залы, кстати, мы всегда работаем только на большие залы от семисот до двух тысяч человек, а вот регалий у нас нет никаких. Такие вот мы непризнанные гении. А очень хочется знать, что на родине нас ценят. Это важно для собственной самооценки, для уверенности артиста… Актерская миссия – дарить людям радость, но звания – это стимул.

- Зрительская любовь это уже очень много.

- Согласен. Но часто появляются какие-то интересные проекты, и молодежь сразу подтягивается – желание работать у людей есть, останавливают только финансовые вопросы. Стало трудно получать деньги на культурные проекты.

- Да, уничтожить искусство может только отсутствие денег.

- Пока, благодаря нашим зрителям, которых мы очень любим, нам удается самим себя прокормить. Но кризис сказывается. Не так давно мы приехали в Петропавловск и люди стали покупать билеты с конца, то есть с самых дешевых. Мы тогда подумали, что это просто бедный город. А теперь и в Алматы то же самое. Сейчас мы распродали все балконы, а первые ряды в свободной продаже – такого никогда не было! Для своих детей всегда все стремились покупать самое лучшее, а теперь начинают экономить. Особенно сложно моему любимцу «Несносному слоненку», он первый на себе почувствовал кризис. Такой потрясающий спектакль и не может собрать полный зал, я этого никак не ожидал.

- Может «Несносному слоненку» будет лучше в таких городах как Кызылорда, Жамбыл, Шымкент, Актау, где большинство населения говорит на государственном языке?

- Уверен, что ему было бы хорошо и в Алматы и в Астане. Все дело в цене на билет. Если бы мы получили дотацию на этот спектакль, и смогли бы сделать билеты дешевле, такими как в государственных театрах, то залы бы ломились. Это действительно один из самых удачных наших проектов, моя гордость и обидно видеть как ему «тяжело».

- Обязательно приду посмотреть вашего «Несносного слоненка».

- И не пожалеете! У нас в нем искусно сочетаются такие разные жанры как музыкальный театр и балет. Вообще все наши спектакли как маленькие островки позитива, которых сейчас так сильно не хватает – и детям, и взрослым.
Катерина КЛЕМЕНКОВА, Алматы


Автор: Катерина Клеменкова
Источник: "Страна и Мир"


Вернуться на уровень выше